Контрактная система в сфере закупок: практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ с учетом внесенных изменений
Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках

Список статей

ЗАКАЗЧИКАМ
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Управление закупками»
120 часа (3 недели)
Стоимость 5900 руб.

Контрактная система в сфере закупок: практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ с учетом внесенных изменений

10 октября 2014 года в КВЦ «Вертол-Экспо» была открыта и успешно проведена VIII региональная практическая конференция «Контрактная система в сфере закупок: применение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ с учетом внесенных изменений». В рамках мероприятия ведущим докладчиком с программой, посвященной освещению проблемных вопросов применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44),  выступил заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок Александр Николаевич Евсташенков.

В целом мероприятие было посвящено продолжающейся реформе контрактной системы в области госзакупок, а также практике применения нового законодательства, в частности, обсуждению Федерального закона от 04.06.2014 г. N 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Такие изменения привели к исключению понятия правомочности, появлению требования о декларировании участниками закупок своего статуса субъекта малого предпринимательства (далее — СМП), социально ориентированной некоммерческой организации (далее — СОНКО), появлению требований по применению антидемпинговых мер к участникам при закупках лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП), а также мн. др.

В ходе мероприятия были намечены пути дальнейшего развития законодательства о контрактной системе, а также приведен ряд позиций и разъяснений таких федеральных органов, как Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, ФАС России, по правоприменительной практике вынесенных на обсуждение вопросов.


Проведем краткий анализ основных тезисов выступления.

Порядок применения бюджетными учреждениями Федерального закона от 18 июля 2011 г.№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»


В начале выступления А. Н. Евсташенковым были освещены общие вопросы, связанные с правоприменительными нормами Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223), проведен  сопоставительный анализ работы заказчиков согласно ФЗ № 44 и ФЗ № 223, выявлены основные различия документов, разграничен круг заказчиков, применяющих в своей закупочной деятельности положения названных документов.

Как было отмечено докладчиком, по общим правилам бюджетные учреждения — это основной вид заказчиков, которые обязаны руководствоваться в своей закупочной деятельности нормами ФЗ № 44.

При этом согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44 законодатель наделяет бюджетное учреждение правом применять в своей закупочной деятельности положения ФЗ № 223 при условии, если закупки осуществляются данным видом учреждения за внебюджетные средства, т. е. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц и юридических лиц, (кроме средств ОМС), грантов; в случае когда бюджетное учреждение является исполнителем по контракту и привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения, то бюджетное учреждение вправе применять в своей закупочной деятельности положения ФЗ № 223. Для этого бюджетному учреждению необходимо разработать, принять и разместить в установленном законом порядке Положение о закупке.

Следует обратить внимание на то, что бюджетное учреждение, принявшее решение работать по ФЗ № 223 и разместившее на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положение о закупке, имеет право в случае возникновения необходимости в течение года вносить в данное Положение неограниченное количество изменений.

Решение о применении в закупочной деятельности норм ФЗ № 223 принимается бюджетным учреждением на весь календарный год и до наступления следующего календарного года изменению не подлежит.

В случае если бюджетное учреждение приняло решение работать по ФЗ № 223, то заказчику необходимо помнить, что положения указанного закона требуют от заказчика разработки дополнительной документации, в том числе плана закупок, который будет отражать перечень планируемых закупок,  которые планируется осуществить согласно нормам ФЗ № 223. Таким образом, если бюджетное учреждение будет осуществлять работу по ФЗ № 223, то заказчику необходимо осуществлять планирование закупочных процедур по двум законам (ФЗ № 44 и ФЗ № 223), следовательно, составить два отдельных документа — план-график закупок по ФЗ № 44 и план закупок по ФЗ № 223.

В завершение этого блока выступления лектором был освещен ряд требований законодательства к подготовке, заключению и исполнению договоров в рамках действия ФЗ № 223. В частности, А. Н. Евсташенков напомнил заказчикам, что сведения о порядке заключения и исполнения  договоров, а также информацию о возможности изменения их условий необходимо включать в Положение о закупочной деятельности. Это весьма существенная норма, поскольку, если такие условия в Положении не будут прописаны, впоследствии внесение каких-либо изменений в договор будет невозможно.

ГУПы, МУПы, АУ: закупки за счет капитальных вложений


С учетом того, что ряд заказчиков (автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия) руководствуется в своей закупочной деятельности положениями ФЗ № 223 и осуществляет закупки за счет средств, предоставленных им из бюджета, лектором было освещено понятие капитальных вложений, а также порядок расходования заказчиками указанных денежных средств (письмо Минфина РФ от 13.08.2014 г. № 02-02-04/40572). Как пояснил А. Н. Евсташенков, капитальные вложения — это денежные средства, выделяемые федеральными автономными учреждениям из бюджета в виде субсидий и расходуемые ими на капитальные вложения в объекты капитального строительства гос. собственности, а также на приобретение объектов недвижимого имущества в гос. собственность.  Иными словами, капитальные вложения — это все средства, расходуемые заказчиками из федерального бюджета по 460 статье классификации расходов согласно Приказу Министерства финансов РФ от 01.07.2013 г. № 65н.

Применение национального режима при осуществлении закупок


По вопросу применения национального режима был проанализирован Приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.14 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выступающим был разъяснен ряд положений документа, в частности то, что при осуществлении закупок товаров путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, заказчик обязан предоставить преференции в размере 15 % от цены контракта. Участник закупки должен указать страну происхождения товара в заявке, а также приложить документы, подтверждающие  происхождение товара.  Эти сведения необходимы заказчику для их включения в проект контракта вместе с  данными документов, подтверждающих страну происхождения. Заявки, в составе которых отсутствуют такие документы, подлежат отклонению. Примечательно, что в случае предоставления участником закупки подтверждающих страну происхождения товара документов заказчик не обязан проверять, действительно ли поставляемый ему товар является товаром отечественного происхождения.

Порядок предоставления преференций

В рамках работы заказчиков согласно нормам ФЗ № 44 был рассмотрен порядок предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов (Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 649 и Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. соответственно). Рассмотрены Перечни товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются указанные преимущества.  А. Н. Евсташенков напомнил участникам, что при размещении извещения о проведении одной закупочной процедуры объединять товары из указанных Перечней в один лот нельзя.

В рамках темы о предоставлении преференций лектор также напомнил о том, что при осуществлении закупок в рамках ФЗ № 223 указанные преимущества в отношении цены контракта заказчиками не предоставляются.

Закупки у СМП и СОНКО


А. Н. Евсташенков напомнил участникам об обязанности заказчиков согласно норме ст. 30 ФЗ № 44 осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем 15 % их совокупного годового объема закупок, причем информацию о предоставлении соответствующей преференции заказчик должен указывать уже в извещении об осуществлении закупки. При этом, если закупка, проводимая заказчиком для СМП, признана несостоявшейся, контракт должен быть заключен по п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

Важное разъяснение было дано А. Н. Евсташенковым о закупках для СМП, признанных несостоявшимися. Как пояснил лектор, повторную процедуру таких закупок заказчик согласно ч. 4 ст. 30 ФЗ № 44 вправе осуществить на общих основаниях. При этом стоимость закупок, признанных несостоявшимися, не должна учитываться заказчиком в объеме закупок, осуществленных им у СМП и СОНКО, согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ № 44.

Отмечено также, что в случае привлечения участником закупки к исполнению контракта соисполнителя (субподрядчика), обладающего статусом СМП, срок оплаты по контракту главному исполнителю, т. е. самому участнику закупки, должен составлять не более 30 дней.

Понятие и порядок расчета совокупного годового объема закупок

В связи с актуальностью вопроса ведущим докладчиком конференции довольно подробно было рассмотрено понятие совокупного годового объема закупок (далее — СГОЗ). Как пояснил А. Н. Евсташенков, под совокупным годовым объемом закупок следует понимать утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе лимит финансовых обязательств заказчика по оплате контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. В рамках беседы выступающим был проанализирован ряд положений по расчету СГОЗ, а также наиболее сложные вопросы их применения. Так, было отмечено, что НДС необходимо закладывать в начальную (максимальную) цену контракта и включать в СГОЗ. Денежные средства, расходованные заказчиком в рамках работы согласно положениям ФЗ № 223, в СГОЗ не включаются. Было отмечено также, что при определении СГОЗ заказчику необходимо учитывать только суммы фактически произведенных оплат по контрактам, заключенным в рамках ФЗ № 44.

Контрактная служба или контрактный управляющий?

В ходе доклада А. Н. Евсташенков напомнил участникам конференции об условиях, при которых возникает обязанность заказчика по созданию контрактной службы, а также разъяснил ряд особенностей, касающихся этой работы. В частности, обсуждались вопросы о нормативном регулировании деятельности контрактной службы и контрактного управляющего, оговорены условия, которые заказчики должны включать в свои Положения о контрактной службе. Так, было отмечено, например, что руководителем контрактной службы (если она не является отдельным структурным подразделением) может быть руководитель организации (учреждения) либо его заместитель. Приведена позиция Минэкономразвития РФ, которая заключается в том, что контрактная служба даже при наличии у организации филиалов и удаленных подразделений должна быть одна, а контрактных управляющих может быть несколько. Отмечено также, что контрактная служба и контрактный управляющий — взаимоисключающие понятия, т. е. при наличии в организации контрактной службы в ней не должно быть контрактного управляющего и наоборот.

Комиссия по осуществлению закупок

Довольно важные разъяснения были даны лектором также относительно порядка обучения должностных лиц заказчика. А. Н. Евсташенков пояснил, что согласно позиции Министерства экономики РФ термин «преимущественно»  в ст. 38 ФЗ № 44 относится только к повышению квалификации, то есть повышение квалификации должно быть пройдено не менее чем тремя членами комиссии из пяти (письмо Министерства экономики РФ от 23.09.2013 г. № Д28и-1070). Кроме того, было отмечено также, что в состав комиссии, кроме обученных и обладающих специальными знаниями в области предмета закупки специалистов, нельзя включать третью категорию работников. Как заявил выступающий, в настоящее время на законодательном уровне рассматривается вопрос о включении заказчиком в извещение о закупке сведений о членах комиссии с целью исключения при осуществлении процедуры закупки конфликта интересов между ее сторонами.

Единственный поставщик — сложности при осуществлении закупок малого объема


Отдельное внимание было уделено довольно актуальному и спорному вопросу — возможностям осуществления заказчиками закупок у единственного поставщика, а также некоторым разъясняющим положениям этой работы. По словам докладчика, заказчик, осуществляющий закупки у единственного источника на сумму, не превышающую  100 тыс руб. по одному договору согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, в зависимости от объема финансирования сам вправе принимать решение, какой объем денежных средств ему необходимо потратить на эти цели. Т. е. каждый заказчик индивидуально для себя должен определить, какая сумма для него будет служить ценовым ограничением для проведения закупок согласно данной норме — 5 % или 2 млн руб. СГОЗ. Так, например, если СГОЗ заказчика составляет не более 3 млн руб., заказчик самостоятельно определяет, направить ему на такие закупки 2 млн руб. или же только 5 % от СГОЗ, т. е. 150 тыс. руб.

Закупки через подотчетных лиц, а также за наличный расчет — порядок оформления


Продолжая разговор о сложностях в правоприменительной практике отдельных положений ФЗ № 44, ведущий докладчик обратился к вопросу о закупках, которые осуществляются заказчиками за наличный расчет, а также путем выдачи работникам подотчетных сумм на необходимые заказчику приобретения. В рамках темы внимание участников конференции было обращено на совместное письмо Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 05.08.14 г. № 18505-ЕЕ/Д28и/№ 02-02-04/39043, содержащее позицию названных ведомств по этому вопросу. А. Н. Евсташенков пояснил, что возмещение работникам в денежной форме расходов, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируется трудовым законодательством. Так, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных с такой командировкой. Однако заказчику необходимо знать, что такое возмещение не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план-график закупок. И напротив,  расходы заказчика, связанные с оказанием услуг по закупке билетов, оплате трансфера и проживания работника в связи с его направлением в служебную командировку, необходимо осуществлять согласно п. 26 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. Такие контракты подлежат включению в план-график закупок и, соответственно, в реестр контрактов. Если же аналогичные расходы заказчик осуществляет на основании п. п. 4 и 5 ст. 93 ФЗ № 44, такие закупки согласно законодательству о контрактной системе включению в реестр контрактов не подлежат.

Перспективы контрактной системы: электронный формат осуществления закупок


Еще одним нововведением ведущим докладчиком конференции был назван законопроект, который вносит изменения в закон о контрактной системе в части способов осуществления закупок. По словам  А. Н. Евсташенкова, в ближайшее время Государственной думой может быть подписан документ, согласно которому все закупки, осуществляемые в настоящее время неэлектронным способом, должны быть переведены в электронный формат. С 01.01.2015 г. такие изменения могут вступить в силу для федеральных заказчиков и с 01.07.2015 г. — на уровне субъектов РФ, а также муниципальном уровне.

Порядок планирования и обоснования закупок


Не менее важным вопросом, освещенным лектором в рамках текущего блока выступления, стал вопрос планирования и обоснования закупок.  Александр Николаевич напомнил участникам о том, что с 01.01.2015 г. вступает в силу ст. 17 ФЗ № 44, согласно которой заказчикам будет необходимо ежегодно формировать и утверждать еще один обязательный документ — план закупок. В качестве приложения к нему, а также к плану-графику закупок отдельным файлом должен быть сформирован и приложен документ, содержащий обоснование по каждому объекту закупки (ст. 18 ФЗ № 44). Докладчик сообщил также, что работу по составлению плана закупок на очередной финансовый год заказчикам необходимо вести уже с начала 2015 г., а норма об обосновании закупок, осуществление которых намечено заказчиками на 2016 г., вступает с силу с 01.01.2015 г.

Относительно обоснования закупок докладчиком был дан ряд важных разъяснений. Так, А. Н. Евсташенков отметил, что при формировании плана закупок обязательному обоснованию подлежит объект закупки, а при формировании плана-графика  — НМЦК и способ определения поставщика.

В заключение темы выступающий напомнил участникам, что изменение НМЦК более чем на 10 %, а также изменение способа осуществления закупки являются основаниями для внесения изменений в план-график закупки. При этом, если контракт заключается с единственным поставщиком на основании положений ст. 93 ФЗ № 44, важно, чтобы со дня внесения таких изменений в план-график до даты заключения контракта прошло не менее 10 дней.

Расчет и порядок обоснования НМЦК — от теории к практике


В связи с актуальностью вопроса в рамках мероприятия А. Н. Евсташенков говорил также о методах и порядке обоснования НМЦК. Внимание присутствующих было обращено на Методические рекомендации по применению способов обоснования НМЦК, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 г. В ходе беседы Александр Николаевич указал, что расчет НМЦК лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП, осуществляется исходя из отпускной цены производителя без учета НДС и оптовой надбавки. Заказчику важно помнить также, что расчет НМЦК в этом случае осуществляется строго тарифным методом.

Требования к участникам закупки


В начале второй части конференции лектором было уделено внимание такому серьезному вопросу, как предъявляемые требования к участникам закупки. А. Н. Евсташенков рекомендовал заказчикам при размещении информации о предстоящей закупке устанавливать требование об отсутствии сведений об исполнителе в реестре недобросовестных поставщиков согласно ФЗ № 44, а также в реестре недобросовестных поставщиков по ФЗ № 94.

Далее в разговоре о лицензированных видах деятельности шла речь об особенностях установления заказчиками требований к участникам при закупке строительных работ. Особое внимание участников было обращено на неправомерные требования заказчиков к таким участникам закупки, например, требование о наличии допуска саморегулируемой организации на конкретные виды работ, а также предоставление соответствующих лицензий, если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, не требующие лицензирования. Были отмечены и другие нарушения, допускаемые заказчиками. Одним из них таких нарушений является, например, закупка в рамках одной процедуры пожарной сигнализации и услуг частного охранного предприятия. В данном случае заказчик не учел, что указанные объекты закупки требуют наличия у участников разных лицензий и, соответственно, не должны закупаться в рамках одной процедуры.

Закупки в рамках ФЗ № 44: новые положения гражданского законодательства о юридических лицах


Очередным важным пунктом выступления А. Н. Евсташенкокова можно отметить вступление в силу с 1 сентября 2014 г. новых положений Гражданского кодекса РФ, касающихся участия в закупках новых юридических лиц. Главным аспектом указанных изменений выступает изменение организационно-правовой формы ОАО и ЗАО и появление новых  предприятий — публичных и непубличных акционерных обществ. В рамках доклада лектором было прокомментировано применение новых положений ГК РФ относительно таких «новичков». Было отмечено, например, что юридические лица, созданные после 01.09.2014 г., могут действовать на основании типовых уставов. Выступающий пояснил также, что если юридическое лицо имеет нескольких руководителей, сведения об их количестве и о порядке взаимодействия должны быть отражены в ЕГРЮЛ, а подробный порядок принятия руководителями решений должен содержаться в уставе такого юридического лица.

В рамках беседы внимание участников было обращено на то, что изменение наименования юридического лица в связи со сменой его организационно-правовой формы не требует внесения изменений в имеющиеся у нее лицензии.

Порядок заключения и исполнения контракта в рамках действия положений ФЗ № 44


В рамках обсуждения контракта, заключенного в рамках ФЗ № 44, Александром Николаевичем говорилось о важности внесения в проект документа условий об ответственности по его исполнению, в частности, об установлении пеней и штрафов. Как было отмечено докладчиком, в проекте контракта заказчику нужно устанавливать конкретный процент размера штрафа — просто сделать ссылку на соответствующий законодательный акт недостаточно. Нельзя также ставить прочерк и оставлять соответствующий раздел контракта незаполненным, так как эти действия являются существенными нарушениями заказчиков и влекут наложение на них административного взыскания.

Экспертиза и отчетность по контракту

В ходе заключительного блока конференции отдельное внимание докладчика было уделено довольно злободневной и вызвавшей большое количество вопросов со стороны участников теме — проведению заказчиком экспертизы принятых товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также особенностям и порядку проведения этой процедуры. А. Н. Евсташенков напомнил об обязанностях осуществления заказчиками внутренней экспертизы при приемке товаров (работ, услуг), а также отметил некоторые особенности ее оформления. Например, лектор указал, что на акте сдачи-приемки целесообразно поставить подпись лица, осуществившего внутреннюю экспертизу, а также сделать запись о том, что экспертиза проведена. Такая необходимость наступает для заказчика при условии, если он не оформляет отдельный, дополнительный документ о приемке (например, акт).

Подводя итоги, можно отметить, что конференция вызвала живой интерес участников по ряду важных вопросов, на которые отвечали докладчики, однако, как неоднократно отмечал Александр Николаевич Евсташенков в ходе своего выступления, в контрактной системе и сейчас существует ряд вопросов, которые законодателю еще предстоит разрешить путем принятия дополнительных нормативных актов.
 




Ковалева Инна Александровна,
преподаватель НОУ МЦПК «Ориентир»

 21.10.2014 г.

 

У вас остались вопросы о том, как  применять Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ с учетом внесенных изменений? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.



ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ,
И МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВАМ ПОМОЖЕМ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.